ОГЭ

 

ИнформацияЗадание 03. Средства выразительностиЗадание 04. Правописание приставокЗадание 05. Правописание суффиксовЗадание 06. Стилистические синонимыЗадание 07. Типы подчинительной связиЗадание 08. Грамматическая основа предложенияЗадание 09. Обособленные члены предложенияЗадание 10. Пунктуация при вводных словахЗадание 11. Синтаксический анализ предложенияЗадание 12. Запятая в сложном предложенииЗадание 13. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточнымиЗадание 14. Сложное предложение с разными видами связи

Информация об ОГЭ

Демоверсия ОГЭ — 2017 (Русский язык)

РУ ДЕМО-2017

РУ 9 КОДИФИКАТОР

РУ 9 СПЕЦИФИКАТОР

Средства выразительности 

Скачать тест

 

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
  • Портрет знаменитого генерала Раевского, в парадном мундире, при многочисленных орденах, висел на самом видном месте. (В. Железников)
  • Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное — отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью. (В. Железников)
  • И только тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему в одном из последних писем, что сняла все картины, увернула их в мешковину и сложила на антресоли в самой сухой комнате. (В. Железников)
  • Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях. (В.Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является эпитет.
  • Василиса Егоровна возвратилась домой, не успев ничего выведать от попадьи, и узнала, что во время ее отсутствия было у Ивана Кузмича совещание, и что Палашка была под замком. (А. Пушкин)
  • Вот тут он впервые почувствовал острый голод, такой у него бывал только в юности, когда он от голода мог потерять сознание.(А. Пушкин)
  • Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства, как судия, начинающий следствие вопросами посторонними, дабы сперва усыпить осторожность ответчика.(А. Пушкин)
  • Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не супротивляться, угрожая казнию в противном случае. (А. Пушкин)

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.
  • Он жил, жил и чувствовал, что стал вынослив, как крепкое старое дерево, хорошо политое весенним дождем. (В. Железников)
  • Страх и ужас до крайней степени овладели Николаем Николаевичем — подумать только, картины исчезли! (В. Железников)
  • В первый же день своего появления в городке Ленка раз по сто появлялась на каждом из четырех балкончиков и с любопытством смотрела во все четыре стороны света. (В.Железников)
  • Вот тогда-то и произошла эта история, которая навсегда сделала Бессольцевых — Николая Николаевича и Ленку — знаменитыми людьми.(В. Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм.
  • Три года жил Ваня, как бродячая собака, без дома, без семьи. (В. Катаев)
  • Он понял, что между ним и этими людьми, которые ещё так недавно любили его, как родного сына, добродушно называли пастушком, теперь выросла стена. (В. Катаев)
  • А в лесу уже обозники увязывали на повозках кладь, водители заводили машины, солдаты вытаскивали из земли колья палаток, телефонисты наматывали на катушки провод. (В. Катаев)
  • Маленький подбородок вздёрнулся, глаза упрямо сверкнули исподлобья. (В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.
  • Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома — он радостно кружил ему голову. (В. Железников)
  • Его внучку дразнили Чучелом и так ее доконали, что она решила уехать, подумал Николай Николаевич и почувствовал, как ее беда больно ударила его в сердце: он всегда тяжело переносил чужие беды.(В.Железников)
  • Сейчас на окраине этого болота, как встревоженные галки, прыгали по кочкам ребята. (В. Тендряков)
  • По выражению их глаз, по интонациям, по жестам мальчик чувствовал наверняка, что они продолжают его любить и жалеть. (В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора.
  • Вспоминались разноцветные искорки росы — ярко-зелёные, ярко-фиолетовые, огненно-красные — и в руках у него вырезанная из бузины сопилка, из которой он выдувал такие чистые, такие нежные, весёлые и вместе с тем однообразные звуки. (В. Катаев)
  • В стенах, в специальных деревянных нишах, аккуратно рядами, как книги, стояли немецкие ручные гранаты с длинными деревянными ручками. (В. Катаев)
  • Особенно же ему полюбился Ваня после того, как он на полном ходу выпрыгнул из машины. (В. Катаев)
  • Биденко справился с компасом и, кряхтя, пошёл обратно к машине.(В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

 

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм.
  • Тогда Биденко посмотрел вверх и увидел на самой верхушке, среди зелёных ветвей, знакомые коричневые домотканые портки, из которых торчали босые ноги, грязные, как картошка. (В. Катаев)
  • Биденко подтянулся к нему на руках и увидел, что мальчик спит. (В. Катаев)
  • Минут через пять, подобрав букварь, махорку и зажигалку, они шли по лесу, разыскивая дорогу, где можно было сесть на попутную машину, идущую во второй эшелон фронта. (В. Катаев)
  • Он ломал себе голову над необъяснимым отсутствием всяких следов мальчика. (В.Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора.
  • Захочет — сам расскажет. И нечего человека за язык тянуть. (В. Катаев)
  • Сердце говорило ему, что он крепко полюбился разведчикам. (В. Катаев)
  • Таким-то образом он в конце концов и набрёл на избу, где, по его предположению, помещался какой-то высокий начальник. (В. Катаев)
  • Судя по той быстроте и готовности, с которой из-за угла выскочил солдат, ведя на поводу двух осёдланных лошадей, мальчик сразу понял, что это начальник, если не самый главный, то, во всяком случае, достаточно главный, чтобы справиться с капитаном Енакиевым. (В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора.
  • По лицам разведчиков тотчас разлилась такая дружная улыбка, словно она у них была одна, большая, на всю команду, и они улыбались ею не каждый порознь, а все вместе. (В. Катаев)
  • Озябшие вороны, ночевавшие в кустарнике, уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. (В. Катаев)
  • Упёршись локтями в топкую землю и чуть приподняв головы, они напряжённо всматривались каждый в свою сторону. (В. Катаев)
  • И оба разведчика стали прислушиваться, стараясь за хлопаньем разбитых копыт, которые лошадь с трудом вытаскивала из трясины, уловить звуки человеческих шагов. (В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является эпитет.
  • Между тем седая кляча продолжала приближаться. Через каждые два шага она останавливалась и опускала длинную, худую шею, для того чтобы ущипнуть жёлтыми зубами хоть несколько гнилых травинок. (В. Катаев)
  • У них было задание как можно дальше проникнуть в расположение противника и разведать дороги, по которым в случае продвижения можно было бы наилучшим образом провести свою батарею через болота вперёд. (В. Катаев)
  • Разведчики должны были подыскать хорошие позиции для огневых взводов, отметить наиболее выгодное место будущих наблюдательных пунктов, разведать оборонительные сооружения, а главное, собрать сведения о количестве и расположении немецких резервов. (В. Катаев)
  • Сквозь раскиданные брёвна наката ярко ударил в глаза едкий дневной свет. (В. Катаев)

Правописание приставок

Скачать тест

 

  1. Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от звонкости /глухости следующего за ней согласного. 

Мистер Джонас поглядел на раскладушку и тихонько позвал Дугласа по имени – раз, другой, третий. Помедлил в раздумье, поглядел на свои бутылки, решился и неслышно подкрался к яблоне; тут он уселся на траву и внимательно посмотрел на мальчика, сраженного непомерной тяжестью лета. (Р. Брэдбери)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».

Никаких штор на слуховых окнах не было, как и картин на стенах. Весь день солнце нещадно палило прямо на крышу, и в комнате было жарко как в печке. Поскольку сеток от насекомых тоже не было, окна открывать Мисс Полли не разрешала. Однако на одном из них красовалась просто огромная муха. Сердито жужжа, она передвигалась то вверх, то вниз, пытаясь выбраться наружу. Муху Мисс Полли ловко прикончила и выбросила, слегка приподняв раму, на улицу. Затем, снова нахмурившись, она поправила стул и вышла прочь. (Э. Портер)

____________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

Потом все стали собирать яблоки. И Ленка собирала, а сама все время исподтишка следила за Димкой: как он ловко лазал по деревьям, как смело прыгал, как быстро пробегал из одного конца сада в другой в ослепительных красноватых лучах солнца. (В. Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

Сашка вытянулся, набрал воздуху, но что-то мешало ему… Он откашлялся, скользнул взглядом по столу, а там разбросанные окурки, куски черного хлеба, бутылка водки, кружка, банка консервов початая, раскрытая планшетка с картой, и понял, что вот этот беспорядок на столе и вид самого комбата мешают ему начать. (В. Кондратьев)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».

Остановился Сашка. Приставил ногу и немец. Близко стоят друг против друга. Поднял голову немец, глянул на Сашку пустыми, неживыми уже глазами, и предсмертная тоска, шедшая из них, больно хлестнула по Сашкиному сердцу… Отвернулся он и, забыв, что есть у него фрицевские сигареты, набрал в кармане махры, завернул цигарку (В. Кондратьев)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все! (В. Кондратьев)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

А ночь плыла над передовой, как обычно… Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада… (В. Кондратьев)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «ПЕРЕ».

Но Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступления, и в разведки — все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо. (В. Кондратье)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

В блиндаже было совсем темно, только керосиновая лампа с разбитым стеклом тускло мерцала в углу стола. После света Сашка не сразу и разглядел комбата, сидевшего в глубине в наброшенной на плечи шинели. И, разглядев, не узнал. Всегда чисто выбритый, подтянутый, в белом подворотничке, сейчас комбат имел вид другой — обросший, со спутанными волосами, лезшими ему на лоб, в расстегнутой гимнастерке, согнутый, с отвисшей нижней губой и черными кругами около глаз, необычный и страшноватый. (В. Кондратьев)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости /глухости следующего за ней согласного.

Но в течение многих дней Оливер оставался нечувствительным к доброте своих новых друзей. Солнце взошло и зашло, и снова взошло и зашло, и это повторялось много раз, а мальчик по-прежнему метался на кровати к иссушающем жару лихорадки. (Ч. Диккенс)

Правописание суффиксов

Скачать тест

 

  1. Выпишите слова, в которых правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции. Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. (В. Тендряков)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса –ЕНН»

Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре… (В. Тендряков)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –н- от существительных с основой на –Н-».

В это время далеко, где-то в самом конце нашей улицы загремело. Распарывая сонный поселок, приближалась расхлябанная телега, сминая серебряный голос кукушки, писк синиц, потуги бездарного скворца. Кто это и куда так сердито спешит в такую рань?.. (В. Тендряков)

______________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ИН-, -АН-, -ЯН- пишется одна Н».

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шаром раскинулись над поляной. Снег набился в его глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. (Ю. Нагибин)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на –О (-Е) пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Мне приходилось несколько раз в день проходить мимо этого детского сада, и я убедился, что здешняя воспитательница явно не в ладах с природой. Она не доверяла молодым колючим сосенкам, кустарнику, приютившему густую тень, дальним уголкам сада, заросшим дикой малиной и ежевикой. Из всей обширной территории сада она оставила лишь гладкий пятачок крокетной площадки. И стоило кому-нибудь из ребят в погоне за жуком или просто в порыве любознательности нарушить запретную зону, как испуганный окрик немедленно настигал беглеца.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН-».

Орест Петрович испытывает сложное чувство: тут и тревога, и грусть, и радость от неизменного, трудного хода жизни. Он встаёт и медленно бредёт к реке.

Тёплый мягкий ветер опустился на землю.  От плетня, копны сена, от кустов веет скопленным за день теплом, а с реки уже поддаёт ночной прохладой. Орест Петрович идёт на эту прохладную свежесть, а в ушах у него ещё долго звучит далёкий жалобный голос Наташи, отчаянно-нежный крик раненой птицы.

________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН-».

И вот на улице в ярком свете луны появилась лошадь, впряженная в фургон, а на высоких козлах сидел мистер Джонас, и его худое тело мирно покачивалось в такт движению. На голове у него была шляпа, как будто все еще палило солнце; изредка он перебирал вожжи, и они колыхались над спиной лошади, как речные струи. Медленно, очень медленно фургон плыл по улице, и мистер Джонас пел, и Дуглас во сне словно затаил на миг дыхание и прислушался. (Р. Брэдбери)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ИН-, -АН-, -ЯН- пишется одна Н».

Тяжело оседая, автобус въехал на деревянный мосток через ручей, границу Синегории. Я остановился. Мост грохотал, ходил ходуном. В окошке снова появилась Витькина голова с трепещущими на ветру пепельными волосами и острый загорелый локоть. Витька сделала мне знак и с силой швырнула через ручей серебряную монетку. Сияющий следок в воздухе сгас в пыли у моих ног. Была такая примета: если кинешь тут монетку, когда-нибудь непременно вернёшься назад.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Наконец машина содрогнулась так, что задребезжал стеклянный ящик, и вторая рука тоже застыла. Колдунья низко опустила голову, неживые черты ее словно исказила странная горестная гримаса. Потом механизм точно ахнул, скользнуло какое-то колесико, и в подставленные ладони Дугласа скатилась крошечная гадальная карта. (Р. Брэдбери)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна Н»

 

Вернулись они нагруженные всяческой бакалеей, куплены были и новые очки, и шампунь. Вид у бабушки был такой, точно она бегала по всему городу, спасаясь от погони. Она совсем запыхалась, и тете Розе пришлось помочь ей подняться на крыльцо. (Р. Брэдбери)

Стилистические синонимы

Скачать тест

 

  1. Замените устаревшее слово «харчи» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

              — Ты, пастушок, ничего. Не смущайся. Ешь вволю. А не хватит, мы тебе ещё подбросим. У нас насчёт харчей крепко поставлено. (В. Катаев)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените просторечное слово «патлы» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

             — Правильно, и не пропадёшь. Мы тебя в баньке отмоем. Патлы тебе острижём. Обмундирование какое-нибудь справим, чтоб ты имел надлежащий воинский вид. (В.Катаев)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените разговорное слово «шибанёт» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

     Как вдруг она рядом со мной как хватит! Прямо-таки под самыми ногами разорвалась. Меня воздухом как шибанёт! Совсем с ног сбило. (В. Катаев)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените просторечное слово «сиганул» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

     Едва грузовик, позванивая пустыми гильзами и подпрыгивая по корням, проехал по лесу километров пять, как Ваня вдруг схватился руками за высокий борт, сделал отчаянное лицо и сиганул из машины, кувыркнувшись в мох. (В. Катаев)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените слово «торба» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

     Пока водитель тормозил разогнавшуюся машину, Биденко увидел, как мальчик вскочил на ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть мочи в лес. (В. Катаев)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените просторечное слово «лупил» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

     Мелькая руками и ногами, как мельница, он лупил сломя голову по кустам и кочкам, пока не скрылся в пёстрой чаще. (В. Катаев)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените разговорное слово «смекнул» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

     На самом же деле, если говорить всю правду, он давно уже смекнул, что офицер, с которым он заговорил возле избы, был капитан Енакиев. (В. Катаев)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените разговорное слово «укатил» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. (В. Распутин)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените разговорное слово «неказистая» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. (В. Распутин)

__________________________________________________________________________________

  1. Замените разговорное слово «ладилось» из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

С французским у меня не ладилось из-за произношения. (В. Распутин)

Типы подчинительной связи

Скачать тест

 

  1. Замените словосочетание «смотрит печально», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_______________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «на деревянном стуле», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «кожура яблок». Построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «удивленно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «знамя полка». Построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «в соломенной шляпке», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «вздохнул с печалью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «резво подпрыгнул», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «на галечном пляже», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_________________________________________________________________________

  1. Замените словосочетание «игрушки детей». Построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Грамматическая основа предложения

Скачать тест

 

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

Я стал выигрывать постоянно, каждый день. (В. Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

Надо накрывать кассу при броске. (В. Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

Мне пришлось смириться. (В. Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. (В.Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

Так начались для меня мучительные и неловкие дни. (В. Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

Потому что у нас там не бывает никаких макарон. (В. Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

У нас появился другой интерес. (В. Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

И больше я ее никогда не видел. (В. Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. (В. Распутин)

___________________________________________________________________________

  1. Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

Я был первый. (В. Распутин)

Обособленные члены предложения

Скачать тест

 

  1. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Уже было поздно, когда отряд, построившись широкой колонной, с песнями подходил к крепости. (2) Солнце скрылось за снеговым хребтом и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако, остановившееся на ясном, прозрачном горизонте. (3) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане; только верхняя линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. (4) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на тёмной лазури. (5) Зелень травы и деревьев чернела и покрывалась росой. (Л. Толстой)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) В Вера-Крус он заболел тяжелой лихорадкой. Больного солдата, не побывавшего еще ни в одной настоящей перестрелке, отправили обратно на родину. (2) Полковой командир воспользовался этим и поручил Шамету отвезти во Францию свою дочь Сюзанну — девочку восьми лет. (3) Командир был вдовцом и потому вынужден был всюду возить девочку с собой. (3) Но на этот раз он решил расстаться с дочерью и отправить ее к сестре в Руан. (4) Климат Мексики был убийственным для европейских детей. (5) К тому же беспорядочная партизанская война создавала много внезапных опасностей. (К. Паустовский)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-9 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

(1) Шамет как мог заботился о Сюзанне. (2) Он понимал, конечно, что она ждет от него не только заботы, но и ласки. (3) А что он мог придумать ласкового солдат колониального полка? (4) Чем он мог занять ее?(5)  Игрой в кости? (6) Или грубыми казарменными песенками?

(7)Но все же долго отмалчиваться было нельзя. (8) Шамет все чаще ловил на себе недоумевающий взгляд девочки. (9) Тогда он наконец решился и начал нескладно рассказывать ей свою жизнь, вспоминая до мельчайших подробностей рыбачий поселок на берегу Ла-Манша, сыпучие пески, лужи после отлива, сельскую часовню с треснувшим колоколом, свою мать, лечившую соседей от изжоги. (К. Паустовский)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-11 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

(1)Шамет бросил прибирать мастерские. (2) Несколько дней он пролежал у себя в лачуге, повернувшись лицом к стене. (3) Он молчал и только один раз улыбнулся, прижав к глазам рукав старого пиджака. (4) Но никто этого не видел. (5) Соседи даже не приходили к Шамету — у каждого хватало своих забот.

(6)Следил за Шаметом только один человек — тот пожилой ювелир, что выковал из слитка тончайшую розу и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон.

(7)Ювелир навещал Шамета, но не приносил ему лекарств. (8) Он считал, что это бесполезно..

(9)И действительно, Шамет незаметно умер во время одного из посещений ювелира. (10) Ювелир поднял голову мусорщика, достал из-под серой подушки золотую розу, завернутую в синюю помятую ленту, и не спеша ушел, прикрыв скрипучую дверь. (11) От ленты пахло мышами. (К. Паустовский)

________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) По горизонту весь день лежит слоями тяжелая мгла. (2) В ней пропадают очертания низких берегов. (3) Только кое-где в этой мгле опускаются над морем белые косматые полосы — там идет снег.

(4)Иногда дикие гуси, прилетевшие в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат. (5) Тревожный их крик далеко разносится по берегу, но не вызывает отклика — в прибрежных лесах зимой почти нет птиц.

(6) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь. (7) Трещат дрова в разноцветных кафельных печах, заглушенно стучит пишущая машинка, молчаливая уборщица Лиля сидит в уютном холле и вяжет кружево. (8) Все обыкновенно и очень просто.

(9) Но вечером кромешная темнота окружает дом, сосны придвигаются к нему вплотную, и когда выходишь из ярко освещенного холла наружу, тебя охватывает ощущение полного одиночества с глазу на глаз с зимой, морем и ночью. (К. Паустовский)

________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

      (1) По горизонту весь день лежит слоями тяжелая мгла. (2) В ней пропадают очертания низких берегов. (3) Только кое-где в этой мгле опускаются над морем белые косматые полосы — там идет снег.

(4) Иногда дикие гуси, прилетевшие в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат. (5) Тревожный их крик далеко разносится по берегу, но не вызывает отклика — в прибрежных лесах зимой почти нет птиц.

(6) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь. (7) Трещат дрова в разноцветных кафельных печах, заглушенно стучит пишущая машинка, молчаливая уборщица Лиля сидит в уютном холле и вяжет кружево. Все обыкновенно и очень просто. (К. Паустовский)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. (2) На стене ни одного образа —  дурной знак!  (3) В разбитое стекло врывался морской ветер.  (4) Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи, поставил в угол шашку и ружье, пистолеты положил на стол, разостлал бурку на лавке, казак свою на другой; через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

(5)Так прошло около часа. (6)  Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. (7) Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. (8) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся Бог знает куда. (9) Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. (М. Лермонтов)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-10 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этих предложений.

(1) Я повернулся и пошёл от него прочь. (2) С полчаса гулял я по виноградным аллеям, по известчатым скалам и висящим между них кустарникам. (3) Становилось жарко, и я поспешил домой. (4) Проходя мимо кислосерного источника, я остановился у крытой галереи, чтоб вздохнуть под её тенью, и это доставило мне случай быть свидетелем довольно любопытной сцены. (5) Действующие лица находились вот в каком положении. (6) Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьёзным разговором. (7) Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца. (8) Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.

(9)Я подошёл ближе и спрятался за угол галереи. (10) В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала.

(М. Лермонтов)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1)День был ясный, летний. (2) Сверху пекло. (3) Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины башмачки. (4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели. (5) Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. (6) Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. (7) Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. (8) Над Енисеем солнечно мерцало. (9) Сквозь это мерцание едва проглядывали красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. (10) Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размыкало, рвало в клочья, будто старое тряпье.

_____________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдруг за ближним каменным бычком защелкали по дну кованые шесты, из-за мыса показалась лодка. (2) Трое мужиков разом выбрасывали из воды шесты. (3) Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по обводы в реку, рвалась вперед, откидывая на стороны волны. (4) Взмах шестов, перекидка рук, толчок — лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. (5) Она ближе, ближе. (6) Вот уж кормовой двинул шестом, и лодка кивнула в сторону от наших удочек. (7) И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. (8) Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. (9) Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. (10) Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город.

Пунктуация при вводных словах

Скачать тест

 

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Он говорил себе, что теперь,(1) наконец,(2) знает причину своего подавленного настроения,(3) что люди и с более сильным характером падали духом по менее серьезным причинам,(4) что его печаль делает ему честь как человеку любящему,(5) с благородным сердцем. (А. Кронин)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

По улице,(1) прогибая ее,(2) шли тяжкие лесовозы,(3) заляпанные едкой весенней грязью. Они,(4) должно быть,(5) целый день пробивались из соседних лесопунктов по размытым дорогам,(6) тащили на себе свежие,(7) налитые соком еловые и сосновые кряжи. Они привезли из леса вместе с бревнами запах хвои,(8) запах смолы,(9) запах чужих далей,(10) запах свободы. (А. Кронин)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Я,(1) должно быть,(2) задремал на одну минутку,(3) потому что,(4) когда я проснулся,(5) звезды ярко сияли,(6) туман рассеялся,(7) и меня несло кормой вперед по большой излучине реки. (М. Твен)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Я,(1) например,(2) принципиально не собираю марки,(3) потому что в нашем классе их собирают все;(4) плохо учусь,(5) потому что у нас все учатся хорошо. Как-то я сострил на истории,(6) что урок выучил,(7) но отвечать не буду. Правда,(8) за это меня выгнали из класса и влепили единицу… (В. Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

А через несколько дней раздался междугородный телефонный звонок. Конечно,(1) это звонил отец. Он беспокойный тип: стоит ему уехать,(2) как тут же начинает названивать чуть ли не каждый день. Когда он узнал,(3) что мамы нет дома,(4) то стал спрашивать про подарок. Я сказал,(5) что уже кое-куда ходил и кое-что видел. (В. Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Чтобы как-то успокоиться,(1) я решил пустить краску в дело. Пришел домой и выкрасил свою кровать в синий цвет. Получилось красиво. А то кровать старая,(2) облупившаяся. Правда,(3) когда я закончил красить,(4) мною овладело легкое сомнение,(5) что моя работа может не понравиться маме. Она вполне могла придраться к тому,(6) что синих кроватей не бывает. (В. Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Тут я вскочил. Ну конечно,(1) передо мной стоял Сашка. В руках у него был графин с водой. Он был очень доволен,(2) потому что вызвал всеобщее веселье. Даже Настя хохотала. По-моему,(3) он унизил меня ради нее. Я бы на его месте так не поступил. (В. Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

По дороге домой я думал о первоклассниках. Мы с ними понаделаем дел. Можно,(1) к примеру,(2) перейти на ускоренное обучение: за год — три класса. Вот будет пожар! Все обалдеют. Может быть,(3) моим методом сможет воспользоваться наша школа или даже вся страна. (В. Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Через несколько дней,(1) когда все ребята и я,(2) между прочим,(3) уже забыли,(4) что меня назначили вожатым,(5) в нашем классе появились две маленькие девочки. Все,(6) конечно,(7) тотчас уставились на них. Это ведь необычное событие. (В. Железников)

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Отошел к окну,(1) чтобы сосредоточиться,(2) и увидел,(3) как Настя и Сашка пересекали школьный двор. Они шли рядом,(4) и Сашка все время хохотал. Вероятно,(5) рассказывал что-нибудь смешное про меня. Это его излюбленный прием. (В. Железников)

Синтаксический анализ предложения

Скачать тест

 

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

В две минуты новость облетела весь город, и со всех сторон опрометью стали сбегаться люди, а иные даже надевали на бегу сюртуки. (М. Твен)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Тут почтенный старец вскочил с места, разорвал газету на мелкие клочки, растоптал ногами, разбил палкой несколько предметов, крикнул, что я смыслю в сельском хозяйстве не больше коровы, и выбежал из редакции, сильно хлопнув дверью. (М. Твен)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Полог у изголовья кровати быстро отдернули, и добродушная старая леди, опрятно и скромно одетая, поднялась с кресла у самой кровати, в котором она сидела, занимаясь шитьем. (Ч. Диккенс)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Уцелевшего после крушения моряка, очутившегося в плену у одного туземного племени, увели в глубь страны, в местность, орошаемую рекой Дарлингом и отстоящую от тридцать седьмой параллели миль на четыреста к северу. (Ж. Верн)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Жил он там в тяжелых лишениях, потому что и само племя было нищее, но дурного обращения он не видел. (Ж. Верн)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Гленарван хотел ответить, что он и не думал сомневаться в порядочности Айртона, но в эту минуту боцман вернулся и подал Гленарвану заключенный по всем правилам договор. (Ж. Верн)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Правда, никто не обольщал себя надеждой найти капитана Гранта именно на тридцать седьмой параллели, которой было решено в точности придерживаться, но можно было ожидать, что обнаружатся какие-нибудь следы пребывания Гарри Гранта, и, во всяком случае, параллель эта вела прямо к месту кораблекрушения. (Ж. Верн)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Когда Джон Манглс поддерживал предложение Паганеля совершить переход через Австралию, он, конечно, надеялся, что на этот раз и сам присоединится к пассажирам. (Ж. Верн)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Повозка без всяких рессор была, конечно, малоудобна, но приходилось принять ее такой, какова она есть. (Ж. Верн)

_________________________________________________________________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении.

     Дав указания плотнику и обо всем распорядившись, Джон Манглс отправился обратно на «Дункан» вместе с ирландским семейством, пожелавшим посетить лорда Гленарвана. (Ж. Верн)

Запятая в сложном предложении

Скачать тест

 

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он кивнул, (1) что вроде бы разрешает, (2) потому что увидел, (3) что она очень взволнована, (4) и обрадовался этому. Однако в следующий момент подумал, (5) что лучше ей этого не разрешать, (6) но ее уже не было в коридоре, в одно мгновение она куда-то исчезла.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Идя об руку с ним вдоль стены дома, (1) она подумала о том, (2) как непохож этот робкий, (3)   неуверенный в себе юноша, (4) шагавший рядом с ней, (5) на того модного городского франта, (6) каким он был еще две недели тому назад.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я расплатился с хозяином, (1) который взял с нас такую умеренную плату, (2) что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, (3) и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я отвечал, (1) что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану, (2) и с этим словом обратился-было я к кривому старичку, (3) принимая его за коменданта, (4) но хозяйка перебила затверженную мною речь.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Дни пролетали мгновенно, (1) и Вера Глебовна страшилась, (2) что каждый пробежавший день может стать последним днем пребывания Андрея под Малоярославцем и что он так и не дождется ее, (3) уйдет на фронт, (4) так и не повидав мать.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В каждой деревне теперь спрашивали они, (1) как до этого Бабина путь ублизить, (2) и везде отвечали по-разному.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

К вечеру раны начали побаливать сильнее, (1) каждый шаг отдавался, (2) и шли они оба, (3) кривясь от боли, (4) еле тяня ноги, (5) матеря ту тетку, (6) которая на эту дорогу их послала.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Лейтенант было зашумел, (1) чтобы пайки хлеба за обед дали, (2) но порядки эти криком не переломаешь, (3) да и шумел он не очень — умаян был и не до хлеба как-то сейчас, (4) после того, (5) как товарища они потеряли.

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Колеса застучали чаще, (1) поезд ходу дал, (2) и мелькнули слева здания, (3) где госпиталь расположен, (4) где Володька-лейтенант остался, (5) а дальше пошли места уже незнакомые — леса, (6) поля, (7) перелески…

_________________________________________________________________________________

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

По дороге она спросила какого-то бойца, (1) шедшего с котелком, (2) не в Малоярославец ли они едут, (3) но тот покачал головой, (4) пробормотав: «Не знаю».

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Скачать тест

 

  1. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Но я бросал лучше, и если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги.(2)  Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. (3) Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? (4) Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. (5) Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре. (В.Распутин)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

     (1) В конце концов я не выдержал и спустился к ним. (2) Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. (3) Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. (4) Но больше всего подгонял голод. (5) Мне нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб. (6) Других путей раздобыть его я не знал.
(7)Я подошел, и игра сама собой приостановилась, все уставились на меня. (8) Птаха был в шапке с подвернутыми ушами, сидящей, как и все на нем, беззаботно и смело, в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами; Вадик форсил в красивой толстой куртке с замком. (В.Распутин)

________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. (2) И почему меня одного? (3) В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех.
(4)Оказалось, что и это еще не самое страшное. (5) Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. (6) Жила она рядом со школой, в учительских домах. (7) На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор. (8) Я шел туда как на пытку. (9) И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. (В.Распутин)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (2) Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. (3) Садиться за один стол с Лидией Михайловной! (4) Нет, нет! (5) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. (6) Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. (7) Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных. (В.Распутин)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-9 найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных.

(1)Григорий Иванович пожал плечами и более с нею не спорил, ибо знал, что противоречием с нее ничего не возьмешь, и пошел отдыхать от своей достопримечательной прогулки. (2) Лизавета Григорьевна ушла в свою комнату и призвала Настю. (3) Обе долго рассуждали о завтрашнем посещении. (4) Что подумает Алексей, если узнает в благовоспитанной барышне свою Акулину? (5) Какое мнение будет он иметь о ее поведении и правилах, о ее благоразумии? (6) С другой стороны, Лизе очень хотелось видеть, какое впечатление произвело бы на него свидание столь неожиданное… (7) Вдруг мелькнула ей мысль. (8) Она тотчас передала ее Насте; обе обрадовались ей как находке, и положили исполнить ее непременно. (9) На другой день за завтраком Григорий Иванович спросил у дочки, все ли намерена она спрятаться от Берестовых. (А. Пушкин)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-11 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.

     (1)Прошел еще день, и гусар совсем оправился. (2) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем. (3) День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. (4) Гусару подали кибитку. (5) Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. (6) Дуня стояла в недоумении… (7) «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». (8) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

(9) Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. (10) Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне. (11) Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. (А. Пушкин)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.

Врачи принимали необыкновенное количество пациентов, а на третий день вплотную встал в кабинете вопрос о том, что нужно дать знать в милицию, каковая должна разыскать Шарикова в московском омуте.

И только что было произнесено слово «милиция», как благоговейную тишину обухова переулка прорезал лай грузовика и окна в доме дрогнули.

Затем прозвучал уверенный звонок, и Полиграф Полиграфович вошёл с необычайным достоинством, в полном молчании снял кепку, пальто повесил на рога и оказался в новом виде. На нём была кожаная куртка с чужого плеча, кожаные же потёртые штаны и английские высокие сапожки со шнуровкой до колен. Неимоверный запах котов сейчас расплылся по всей передней.

Преображенский и Борменталь точно по команде скрестили руки на груди, стали у притолоки и ожидали первых сообщений от Полиграфа Полиграфовича. (М. Булгаков)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(1)Он должен там остановиться, так как этого потребует логика боя: необходимо будет пополнить патроны, подобрать раненых, привести в порядок роты, а главное — перестроить боевой порядок в направлении следующего удара. (2) А на это необходимо хотя и небольшое, но всё же время. (3) Не может быть, чтобы этой паузой не воспользовались немцы. (4) Они выбросят танки. (5) Это самое лучшее время для танковой атаки. (6) Они неожиданно выбросят свой танковый резерв, спрятанный в балке. (7) А в том, что в балке будут спрятаны немецкие танки, капитан Енакиев почти не сомневался, хотя никаких положительных сведений на этот счёт не имел. (8) Так говорило ему воображение, основанное на опыте, на тонком понимании манёвра и на том особом, математическом складе ума, который всегда отличает хорошего артиллерийского офицера, привыкшего с быстротой и точностью сопоставлять факты и делать безошибочные выводы. (В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. Среди предложений 1-7 найти сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.

(1)На этот вопрос Ваня даже не мог толково ответить. (2) Губы его были заняты борьбой с чаем, горячим, как огонь. (3) Сердце было полно бурной радости оттого, что он останется жить у разведчиков, у этих прекрасных людей, которые обещают его постричь, обмундировать, научить палить из автомата.

(4)Все слова смешались в его голове. (5) Он только благодарно закивал головой, высоко поднял брови домиком и выкатил глаза, выражая этим высшую степень удовольствия и благодарности.

(6) — Ребёнок ведь, — жалостно и тонко вздохнул Биденко, скручивая своими громадными, грубыми, как будто закопчёнными пальцами хорошенькую козью ножку и осторожно насыпая в неё из кисета пензенский самосад.

(7) Тем временем звуки боя уже несколько раз меняли свой характер. (В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. 1 Среди предложений 1-6 найти сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.

(1)Был тот редкий случай, когда все разведчики собрались вместе. (2) Биденко также заметил и много посторонних. (3) Это были знакомые и земляки из других взводов. (4) Они пришли к хлебосольным, зажиточным разведчикам покурить хорошего табачку и попить чайку внакладку из знаменитого чайника.

(5) Судя по всему этому, Биденко понял, что за время его отсутствия в дивизии произошла смена частей и что их батарея в данное время находится в резерве. (6) Почти все курили, и в жарко натопленном блиндаже стоял тот самый крепкий солдатский дух, о котором принято говорить: «Хоть топор вешай». (В. Катаев)

Сложное предложение с разными видами связи

Скачать тест

 

  1. Найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2) Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3) То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. (4) Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг ее пня было множество пустых еловых шишек. (5) Это все дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил (6) Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. (7) Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес. (М. Пришвин)

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(1) Сюда, к лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. (2) Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетело пение птиц, посвященное восходу великого солнца. (3) И светлые лучи, пролетающие над головами детей, еще не грели. (4) Болотная земля была вся в ознобе. Мелкие лужицы покрылись белым ледком. (5) Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев-косач не обратил на них никакого внимания. (6) Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями.  (М. Пришвин)

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Только очень трудно было Травке привыкать к дикой жизни. (2) Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя. (3) Много раз случалось ей на гону поймать зайца. (4) Подмяв его под собой, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и часто, вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца. (5) Даже сели Антипыч почему-нибудь не приходил, она брала зайца в зубы, высоко задирала голову, чтобы он не болтался, и тащила домой. (6) Так она и работала на Антипыча, но не на себя. (7) Случалось, не один раз на жарком гону она забывала, что гонит зайца только для того, чтобы поймать его и съесть. (М. Пришвин)  

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(1) С ней было так однажды еще при жизни Антипыча. (2) Была у лесника трудная работа в лесу по отпуску дров. (3) Антипыч, чтобы не мешала ему Травка, привязал ее у дома. (4) Рано утром, на рассвете, лесник ушел, но только к обеду Травка догадалась, что цепь на другом конце привязана к железному крюку на толстой веревке. (5) Поняв это, она стала на завалинку, поднялась на задние лапы, передними подтянула к себе веревку и к вечеру перемяла ее. (6) Сейчас же после того с цепью на шее она пустилась на поиски Антипыча. (7) Больше полусуток истекло времени с тех пор, как Антирыч прошел, след его простыл и потом был смыт мелким моросливым дождиком, похожим на росу. (8) Но тишина весь день в лесу была такая, что за день ни одна струйка воздуха не переместилась, и тончайшие пахучие частицы табачного дыма из трубки Антипыча провисели в неподвижном воздухе с утра до вечера. (9) Поняв сразу, что по следам найти Антипыча невозможно, сделав круг с высоко поднятой головой, Травка вдруг попала на табачную струю воздуха и по табаку мало-помалу, то теряя воздушный след, то  опять встречаясь с ним, добралась-таки до хозяина. (М. Пришвин) 

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложные предложения с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(1) Из-за чего же весь сыр-бор загорелся у нее при споре с Митрашей: … что ей захотелось идти по набитой тропе. (2) А теперь, следуя ощупью за клюквой – куда клюква ведет, туда и она, — Настя незаметно сошла с набитой тропы. (3) Было только один раз вроде пробуждения от жадности: она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы. (4) Повернула туда, где, показалось, проходила тропа, но там тропы не было. (5) Она бросилась было в другую сторону, где маячили два дерева сухие с голыми сучьями – там тоже тропы не было. (М. Пришвин)

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Вот еще маленький ползок по земле, и Травка бы бросилась на шею человеку, но в расчете своем маленький человек не ошибся: мгновенно он выбросил свою правую руку вперед и схватил большую, сильную собаку за левую заднюю ногу. (2) Так неужели же враг человека так мог обмануть? (3) Травка с безумной силой рванулась, и она бы вырвалась из руки маленького человека, если бы тот, уже достаточно выволоченный, не схватил ее другой рукой за другую ногу. (4) Мгновенно вслед за тем он лег животом на ружье, выпустил собаку и на четвереньках сам, как собака, переставляя опору – ружье все вперед и вперед, подполз к тропе, где постоянно ходил человек и где от ног его по краям росла высокая трава белоус. (М. Пришвин)

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Это потому я так испугался, что очень много в своей жизни страдал. (2) Задерет собака какую-нибудь животинку, и ничем не откупишься: так изругают, так осрамят, что весь сморщишься, как сушеный гриб. (3) Добежав до вершины холма, я увидел зрелище, потрясающее для учителя легавой собаки: Жулька плавал по воде, делая попытки схватить того или другого гуся. (4) Смятение было ужасающее: гусиное гоготание, хлопанье крыльев, пух гусиный, летающий в воздухе. (5) Звук моего свистка и крики были совершенно бессильны: настигнув одного гуся, Жулька пускала из него пух, а гусь, подстегнутый щипком, набирал силу и, помогая себе крыльями, частью водой, частью по воздуху уклонялся от второго щипка.  (6) Тогда Жулька повертывалась к другому гусю, пускала пух из него. (М. Пришвин)

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Он протянул Игнатию Ивановичу свою длинную, породистую руку. (2) Хозяйку дома чиновник не разыскал и, не попрощавшись с нею, вышел.

     (3)Солнце уже давно закатилось, и розовая заря погасла где-то далеко в степи, апрельское небо на западе все еще зеленовато светилось, на нем отчетливо рисовались кудрявые силуэты молодых акаций и ограды дач, а над морем блестел ясный, словно вымытый месяц, и от него в море до самого горизонта было тихо и сиренево. (4) Почтовый чиновник был взволнован. (5) Засыпая, он думал о Воронове, о его доме, о его гостях, картинах, цветах, рояле, маленьких слоеных пирожках, о знаменитом почетном академике по разряду изящной словесности. (6) Ему стало жаль себя, своей бедности, робости. (7) И сознание того, что этого изменить уже никак невозможно, что жизнь почти прошла, долгой ноющей болью отзывалось в сердце и не давало уснуть. (8) Хотелось сочинять стихотворения про горькую долю.

     (9)На следующий день Игнатий Иванович опять, сидя у себя за решеткой, наклеивал марки, со стуком гасил их, взвешивал на весах заказную корреспонденцию и выдавал в окошечко квитанции. (В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Юпитер поднялся высоко над морем и, подобно маленькой луне, отражался в воде серебристо-молочным длинным столбом от горизонта до самого берега. (2) Деревья и трава стояли не шевелясь, черные и неподвижные. (3) Электрическая лампочка над воротами горела под жестяным блюдечком красноватым, утомленным огнем. (4) Стена дома, мотоциклет и земля, озаренная ею, казались какими-то не настоящими, мертвыми.

(5)Я опять стал думать.

(6)Теперь я уже думал не о своей любви и не о счастии, а о себе и о ней, и она представлялась мне такой, какой я видел ее несколько дней тому назад. (7) Она тогда сидела рядом со мной на кургане в степи, прямо против заходящего солнца, за последней станцией дачного трамвая. (8) На закате с моря по-осеннему дул сильный свежий ветер, и ей было холодно. (9) Она обхватила обнаженными до локтей руками колени, наклонилась вперед и смотрела прищуренными глазами сквозь густые, перепутанные ресницы на солнце. (10) Ветер трепал, как флаг, ее тонкую белую кофточку, фланелевую юбку, и шевелил завитками волос, падавших на затылок и уши из-под ловко повязанного шелкового лилового с коричневыми треугольниками платка. (В. Катаев)

_________________________________________________________________________________

  1. Найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Ветер подул острей и холодней, ночь дрогнула всеми своими созвездиями и стала меняться в утро. (2) Тусклее горела лампочка над воротами, мертвее становилась стена, озаренная ею. (3) Мелкие звезды таяли, и оставались только самые большие и яркие. (4) Под Юпитером, над тем местом, откуда поднялся и он сам, показалась новая большая холодная и ясная звезда, будто Юпитер вытащил ее за собою из моря на ниточке. (5) От новой звезды в воде тоже встал молочно-серебристый столб. «Утренняя звезда», – подумал я, и вдруг мне захотелось спать. (6) Ресницы отяжелели, сильно потянули вниз, по телу пробежала сладкая истома, и мысли спутались. (7) Я подошел к мотоциклету и присел возле него на землю. (8) Делая усилия, чтобы не уснуть, я еще смутно видел, как над морем светлела полоса, как море становилось темным и синим, как деревья начинали трепетать зеленеющими ветвями. (9) Потом меня что-то сильно толкнуло, и мне показалось, что через мой мозг быстро и коротко продернули несколько красных звенящих шнурков. (10) Я проснулся и услыхал отчаянные и тревожные свистки. (В. Катаев)

Возможность комментирования заблокирована.